dargot: (Default)
[personal profile] dargot
Приветствую!



Итак, мы подошли к самому интересному. Мещане там всякие, военные поселенцы - это хорошо, но главным для дореволюционной России был крестьянин, и что с ним делать было вопросом принципиальным. Поэтому приступим и начнем с крестьян государственных:

Казенные Крестьяне.
В отношении к Крестьянам Казне принадлежащим обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия в частном их применении сообразить и потом введение или Исполнение оных по лутчей местной Удобности распорядить, по усмотрению своему давая оным надлежащий Ход и Действие.
1) Не различать Казенных Поместий на Государственныя, Удельныя и Арендныя, но даровать им всем одинаковое существование, образование, управление и предназначение щитая их всех Государственным Имуществом.
2) Разделить сии Поместья на Волости по соображению местной удобности и местнаго положения и ввести в оныя Волостное Управление как оное в последствии сей Русской Правды описано будет.
3) Разделить все Земли в каждой Волости по угодьям на две Половины; из коих дать одной название общественной Земли, а другой казенной Земли. Общественную Землю отдать в Собственность Волостному Обществу а казенную Землю оставить Собственностью Казны то есть входящею в Состав Государственных Имуществ. Подробности сего Положения определить Верьховное Правление.
4) Крестьяне Казенных Поместий или Селении продолжают обработывать как общественныя так и казенный Земли теперешним порядком и платить казне тоть же оброк за оныя который и ныне платят.
5) Сей Порядок будет продолжаться Десять или Пятнадцать лет сряду а после сего срока не будут Крестьяне никакого оброка платить за общественную землю а за казенную которую пожелают для обработывания на откуп взять будут они деньги платить по назначению какое тогда имеет быть сделано и для котораго потребуются от крестьян предварительныя их предположения.
6) После Десяти или пятнадцати лет а есть ли удобно будет, то и прежде когда сей новый Порядок окончательное возымеет существование, Ход и Действие, будуть казенные Крестьяне пользоваться совершенною свободою и будут объявлены совершенно вольными, при чем общественная Земля никому не будет принадлежать частно, но всему Волостному обществу совокупно а казенная Земля останется собственностью казны, и Крестьянам будет отдаваться в откуп.
7) Волостное общество не должно иметь права общественную Землю продавать или Закладывать, она есть собственность в сем отношении неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной Земле в виде частнаго Человека и потому продавать казенныя Земли право имеет. Есть ли Крестьянин купить у Казны какую нибудь казенную землю или часть оной, тогда сей участок им купленной будет он иметь право, закладывать, продавать, дарить, в наследство и приданое отдавать и одним словом оным распоряжать по своей воле как совершенною частною собственностью своею.
8) Весьма будет полезно завести в каждой Волости по мере возможности маленькое банки и Ломбардты а равным образом и страховыя учреждения. Сие конечно вдруг или скоро воспоследовать не может и потому сказано что надлежит оное заводить по мере Возможности. Надлежит также распространить на Казенных Крестьян права Купечества и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение.


Тонко. По истечении переходного периода государственные крестьяне лишаются половины земли - в условиях общероссийского малоземелья это означает нищету - и вынуждены оставшуюся половину арендовать у казны. При этом крестьяне не превращаются полностью в безземельных арендаторов, вольных в любой момент уйти с земли - они объединены в колхозы волости, половина земли принадлежит им на условиях общественной собственности, и, к гадалке не ходи, волость заставят отвечать, если кто-то решит бросить все и подастся в город.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-13 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] darkhon.livejournal.com

Да уж, и сказать-то нечего, только умиляться...

Date: 2024-10-13 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

Да по уму, сильно по другому-то и нельзя.
Ослабить контроль за населением, допустить бегство крестьян от радостей пасторальной жизни в города в количествах, превышающих потребности промышленности, означает уронить цену рабочих рук ниже плинтуса и наполнить города люмпен-пролетариатом, отличным топливом для любых беспорядков — только искру поднеси.
Смотри РИ в последние примерно четверть века своего существования — ничего хорошего.

Вообще, перечитывая Пестеля, проникаюсь сожалением, что у декабристов не получилось.
Павел Иванович, судя по тексту, был умен, безжалостен и имел целостную концепцию преобразования государства, а судя по фактам биографии это дополнялось личным мужеством, организаторскими способностями и бескорыстием. Я уже сравнивал его в комментариях с Кромвелем — кровью бы он Россию-матушку залил — к гадалке не ходи.
Но это было лучше проигранной спустя век Первой Мировой, двух революций и Гражданской.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-14 04:03 am (UTC)
From: [identity profile] fondr lion (from livejournal.com)

Тут у него неувязочка получается (это я от "послезнания")- демографическое давление на "волость" на каком -то этапе просто бешеным будет . Просто посчитайте — "волость" как ареал имеет ограниченное количество земли , без разницы — казённой или "волостной" . При росте населения ( и при тогдашних способах с\х) — наступит этап "исхода" рано или поздно .


п.с./.. и, к гадалке не ходи, волость заставят отвечать, если кто-то решит бросить все и подастся в город./ — да не заставят , зачем им "лишние люди"...В результате всё равно получилось бы это :


"Между причинами, обусловливающими происхождение и развитие отхожих промыслов, на первом плане стоит недостаточное обеспечение крестьян землёй, орудиями производства и предметами первой необходимости. Губернии, более обеспеченные в этом смысле, высылают меньше отхожих, и наоборот; разряды крестьян, более нуждающиеся, высылают их больше, и наоборот. Наиболее важными условиями, определяющими предложение труда рабочих, отправляющихся на заработки, служит размер земельного владения и высота урожаев тех местностей, откуда они вышли, а условиями, определяющими спрос на их труд — потребность в них на местах, куда они направляются, в частности — на труд земледельческих рабочих ..." из вики .


Date: 2024-10-14 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

Разумеется будет, и его, давление, необходимо сбрасывать, но делать это контролируемо. Из деревни можно изъять десятки миллионов людей, как сделали большевики в 1930-е — но ехать эти десятки миллионов должны не куда глаза глядят, пополняя ряды столичного люмпен-пролетариата, а строго туда, где есть работа. Сначала рабочие места — потом урбанизация, не наоборот.

Да, и насчет отхожих промыслов, они представляют собой значительно меньшее зло по сравнению с неконтролируемым переездом. Крестьянин, занимающийся отхожими промыслами, идет туда, где обоснованно рассчитывает найти работу, у крестьян конкретной губернии и конкретной местности складывались традиционные промыслы.
Крестьянин, переезжающий с семьей в город надеется только на удачу — и, самое главное, себе-то он работу может и найдет, но найдется ли она его подросшим детям — вопрос очень сложный.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-15 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] fondr lion (from livejournal.com)

Почему ему в голову не пришло "Сибирь заселять " я не понимаю .Минуя стадию урбанизации ...


С уважением .

Date: 2024-10-15 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

Потому, что программа переселения крестьян в Сибирь, проводимая почти через сто лет Столыпиным, в условиях экономически более развитого государства, с неизмеримо большими транспортными возможностями, провалилась. Темпы переселения были тупо меньше естественной прибыли населения, даже если не учитывать возвратной миграции — многие возвращались.

Сибирь — это не Средний Запад США, не Южная Африка, не Австралия и не Алжир, это зона рискованного земледелия, даже на юге. Холодно, вегетационный период короткий, часты заморозки. С офигенными с/х технологиями 19-го века там не очень-то развернешься. Тем более, что крестьяне со своим традиционным мышлением испытывали проблемы даже при переносе своих традиционных технологий в соседнюю область — сеять надо не то, не так, в другое время — не говоря уже про Сибирь.

И это я еще не упоминаю, что крестьяне в массе своей ехать в Сибирь не очень-то и хотели, обоснованно подозревая, что если туда Царь-Батюшка сволочь всякую ссылает — там не особо-то и рай на Земле.

С уважением, Dargot.

P.S. А еще переселение — это дорого. Переселенцам нужны скот, жилье, инструменты, семенной материал, еда, их надо везти, а в дороге их надо кормить.

Date: 2024-10-15 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] fondr lion (from livejournal.com)

В Сибири есть куча занятий и без растениеводства даже по тогдашним технологиям . Тем более — уже тогда были примеры — С. и Южная Америка , как минимум . Просто процесс переселения можно было организовать по другому ( хотят это опять "послезнание")


п.с. Да , тут ещё вопрос и в кадровом составе — как организаторов , так и освоителей .

Date: 2024-10-16 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

>В Сибири есть куча занятий и без растениеводства даже по тогдашним технологиям .
Это какие же? Горное дело? Охота? Так крестьяне этим заниматься а) не умели, б) не хотели. На рудники и на заводы каторжных вовсе не зря посылали. И всех людей, кто этим занимается, надо кормить, а если хлеб для них не выращивать на месте — его надо возить, и он становится золотой.

>Тем более — уже тогда были примеры — С. и Южная Америка
Ну давайте посмотрим на эти примеры:) Такие, безусловно прекрасные города как Иркутск, Чита, Улан-Уды на несколько градусов севернее Квебека, при том, что севернее Квебека в Канаде живет примерно никто. А в Квебеке, замечу, климат умеренно-континентальный, совсем не то, что в Иркутске!
Все остальное — Омск, Томск, Челябинск, Красноярск, Тюмень, Тобольск — ЕЩЕ севернее.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-17 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] fondr lion (from livejournal.com)

Вы правы . Но без отселения /расселения/ изменения рода занятий — люмпенизация городов в любом случае оставалась делом времени .


п.с."Лишние люди"(с)


С уважением .

Date: 2024-10-21 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

Да, поэтому этот котел нужно было стравливать если не аккуратно, то, хотя бы, контролируемо. Переезд из деревни в город — только под нормальные рабочие места (а не разнорабочим). Хотя бы и в варианте 30-х — "сами строим завод, сами строим бараки, потом на этом заводе работаем, в бараках живем".
Плюс сельскохозяйственная миграция в Южную Сибирь и Среднюю Азию, под лозунгом "лучше меньше да лучше" — чтобы переселенцы не мерли и не возвращались.
Плюс был резервный вариант облегчения эмиграции, чтобы наиболее буйные и активные валили куда угодно, только бы здесь воду не мутили. Это плохой подход, бесхозяйственный — население лучше бы у себя к делу приставить. Но если других вариантов нет — иногда и кровопускание приемлемо.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-16 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] fondr lion (from livejournal.com)

Хотел вчера в пост добавить , но рядом ракета прилела , электричество выбило .


Логистику я таки не учёл . Это растянулось бы во времени на2-3 поколения .


С уважением .

Date: 2024-10-15 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] ianegramoten.livejournal.com

чисто помещичью психологию вижу здесь я:


барину только повелеть — и мост от Москвы до Санкт-Петербурга сам сделается.


чтобы взаправду делать такие штуки нужен государственный аппарат.


в реале как раз Николай 1 тридцать лет создавал государственный аппарат.


госбюрократия у него получилась скверная, по весьма объективным причинам — "я его слепила из того что было", так у декабристов в 1825 и того не было.


резюмирую — "Интеллигенция!"

Date: 2024-10-16 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

Николай I находился в забавном положении — он вынужден был создавать государственный аппарат, при том, что грамотный и правящий класс, пользуясь дворянскими вольностями, особого желания участвовать в этом аппарате не имел.
Теоретически, лишив дворян доход от поместий, можно было бы заставить их пойти служить. Теоретически, ибо об этом позднее.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-23 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com

Во, пошла сословица!


Получилось ненамного лучше, чем у Александра II.

Date: 2024-10-27 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

Ну Освободитель-то сумел одним задом на два стула сесть отнюдь не в изначальном смысле — и пик точеных отведал, и всего остального не избежал.

С уважением, Dargot.

Date: 2024-10-27 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] corvinus-quint.livejournal.com

Да, хлебнул благодарности российской интеллигенции. А гнобил бы и вешал всех, как папаша — умер бы своей смертью, как папаша же, Сталин и многие другие российские тираны. Тут ведь покажешь слабину и компромиссность — дурачки убьют, приняв за стрррашного тирррана, а по-настоящему страшных тиранов даже дурачкам страшно убивать.

Date: 2024-10-27 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] dargot.livejournal.com
Приветствую!

>А гнобил бы и вешал всех, как папаша
Так папаша не тех вешал-то. Дворян надо было, как прапрапрадедушка.

>Тут ведь покажешь слабину и компромиссность — дурачки убьют, приняв за стрррашного тирррана
Все по Макиавелли, надо чтобы боялись больше, чем ненавидели.

С уважением, Dargot.

Profile

dargot: (Default)
Dargot

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 11:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios